Выбор темы
Выбор темы исследовательской работы имеет огромное значение. Правильно выбрать тему – значит наполовину обеспечить успешное её выполнение. Очень часто тема исследования выбирается стихийно, необдуманно. Конечно, каждый имеет право самостоятельно выбрать тему работы, но лучше посоветоваться с руководителем. Ведь не во всех случаях Вы можете объективно оценить глубину темы, объём предстоящей работы над ней, её соответствие своим возможностям и интересам. В итоге это может привести к значительным трудностям при подготовке исследовательской работы и даже к неудачам исследования.
Требования к теме:
· Актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;
· Содержательность, информативность и разработанность в науке;
· Возможность поиска достаточного количества литературы; наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес);
· Формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;
· Название работы может и не включать в себя слова «проблема», но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;
· Тема должна быть конкретной. Объёмные темы требуют освещения многих вопросов, что не в состоянии сделать многие.
Изучение литературы по теме
Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определённой проблемы различными авторами, ознакомиться с их выводами, выявить современное состояние проблемы.
При изучении литературы все свои замечания, выводы следует записывать в таблицу.
Название источника |
Основные тезисы, проблемы |
Комментарии |
|
|
|
Формулирование цели, задач и гипотезы
1. При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы, какой результат предполагается получить? Каким видится этот результат ещё до его получения?
2. Под задачами исследования понимается то, что можно сделать для достижения цели.
3. Гипотеза содержит предположение о связи определённой деятельности с её результатом (что хотели бы получить?).
Определение объекта и предмета исследования
Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Главный вопрос при определении объекта: Что рассматривается?
Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы: Как рассматривается объект? Какие отношения ему присущи? Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта?
Выбор методов исследования
Метод исследования |
Характеристика |
Наблюдение |
Активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность |
Сравнение |
Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам |
Измерение |
Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Даёт точные, количественно определённые сведения для окружающей действительности |
Эксперимент |
Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определённых сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств |
Абстрагирование |
Сущность этого метода состоит в отвлечении от несущественного, выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета исследования. Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции). Примерами абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т.д. |
Анализ |
Изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нём отдельных сторон |
Синтез |
Соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему), осуществляемое как в практической деятельности, так и в процессе познания |
Индукция |
Основой индукции являются данные, полученные путём наблюдений |
Дедукция |
Переход от общего знания о предметах к единичному знанию об отдельном предмете |
Моделирование |
Метод исследования объектов с помощью моделей - аналогов определённого фрагмента природной и социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведётся на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические либо функциональные характеристики объекта-оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п. |
Обобщение |
Одно из мыслительных действий, которое присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире |
Прогнозирование |
Разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем |
Беседа |
Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её мотивов, позиции. Беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации |